Постоянный вид на жительство в Украине
Постоянный вид на жительство в Украине - это официальный документ, удостоверяющий личность и открывающий возможность постоянного проживания в Украине без ограничения срока пребывания.
Удостоверение о праве постоянного жительства открывает полноправные наравне с гражданами Украины возможности проживания в Украине, кроме некоторых возможностей, таких как выдвигаться на избирательные государственные должности и владеть землей. Некоторые ограничения установлены на назначение на госдолжности (не избирательные). Одним из главных достоинств удостоверения постоянного ВНЖ является возможность оформить гражданство Украины.
Сразу оговоримся, несмотря на необходимость периодического (раз в 10 лет) обмена бланка, этот факт не прерывает права постоянного проживания в Украине.
Кто может оформить постоянный вид на жительство
Закон устанавливает пять основных групп лиц, которые имеют право оформить постоянный ВНЖ:
* иностранцы, которые оформили Разрешение на иммиграцию
* лица, которые после прекращения гражданства Украины остались на постоянное жительство в нашей стране
* лица, которые прибыли в Украину на постоянное место жительство до 7 августа 2001 года
* беженцы и их дети из Абхазии
* дети-сироты беженцы из горячих точек
Самым распространенным основанием для получения постоянного ПМЖ является Разрешение на иммиграцию.
На уровне простого обывателя фраза “получить ПМЖ” зачастую относится именно к возможности оформить разрешение на иммиграцию. В процедуре оформления ПМЖ оформление бланка удостоверения на право постоянного проживания занимает формальную роль. О том как получить разрешение на иммиграцию читайте
тут.
Какие документы подаются для оформления постоянного вида на жительство
Нормативный акт устанавливает общий и специальный перечни документов:
Общий перечень документов для оформления постоянного ВНЖ
Паспорт с визой Д (для визовых стран) с переводом на украинский язык (оригинал после осмотра возвращается)
* копия разрешения на иммиграцию
* квитанции об уплате сборов
Паспорт должен быть действующий - истекший паспорт могут подать граждане России-участники АТО, которые оформляют ПМЖ на основании разрешения на иммиграцию и подают один из таких документов:
* ходатайство Минобороны, СБУ, МВД либо прочих силовых госорганов
* ходатайство командира силового подразделения
Вместо разрешения на иммиграцию подаются:
1. лица, которые прибыли в Украину на постоянное место жительство до 7 августа 2001 года - предоставляют оригинал паспорта СССР образца 1974 года со штампом прописки либо удостоверение ПМЖ, выданное до 7 августа 2001 года;
2. лица, которые после прекращения гражданства Украины остались на постоянное жительство в нашей стране подают справку о прекращении гражданства Украины и копию ранее выданного разрешения на иммиграцию
3. дети, прибывшие в Украину в качестве беженцев из Абхазии подают документы подтверждающие прибытие в составе семьи беженцев (временное свидетельство либо прочие справки) и документ, подтверждающий проживание в Украине на протяжении 5 лет.
дети-сироты подают документ о воспитании в детском доме либо доме семейного типа
Можно ли вместо указанных документов подать что-то другое? Действительно, все вышеуказанные документы подтверждают давно случившиеся факты и потому возникает резонный вопрос - чем их заменить. Отметим, что таких документов может быть множество, однако органы Миграционной службы неохотно идут на замену документов к принятию. Наш совет - нанять юриста и смело обращаться в суд. Если указанные выше факты имеют к вам отношение, вероятность положительного исхода высока. Опытные иммиграционные юристы с высокой долей вероятности найдут официальные подтверждающие документы.
Куда подаются документы на постоянный ВНЖ
Документы подаются по месту проживания. Обратите внимание, в случае подачи документов в орган ГМС отличный от органа выдачи разрешения на иммиграцию будет направляться запрос о законности выдачи разрешения.
При принятии заявления на оформление постоянного ВНЖ служебное лицо органа ГМС проверяет:
* полноту и соответствие требованиям законодательств предоставленных иностранцем документов
* своевременность предоставления документов
* наличие оснований для выдачи постоянного вида на жительство
* законность пребывания иностранца в Украине
* обстоятельства въезда иностранца в Украину
* сверяет паспортные данные
При проверке обстоятельств въезда проверяются даты въезда и основания. Обратите внимание, въезд в Украину должен произойти с целью долгосрочного пребывания. Основания выданной визы Д должны соответствовать цели пребывания. Так, к примеру, въезд в Украину на основании визы Д для трудоустройства не соответствует намерению постоянного проживания. Как правильно въезжать и выезжать из Украины, нужна ли виза Д, и нужно ли ее менять вам расскажут наши опытные иммиграционные юристы, при этом стоимость услуг уже включена для лиц, оформляющих вид на жительство с нашим участием.
Нужно ли личное участие иностранца
Первое на что нужно обратить внимание при оформлении постоянного вида на жительство - документы могут быть поданы не позже 15-ти рабочих дней до истечения срока законного пребывания в Украине.
При необходимости, наши юристы помогут вам продлить срок законного пребывания в Украине.
Для подачи документов на оформление удостоверения ПМЖ необходимо личное участие (кроме малолетних детей), поскольку происходит снятие биометрической информации (отпечатки пальцев) и фотографирование иностранца.
Законодатель предусмотрел возможность личного выезда инспектора Миграционной службы для приема документов у лиц, которые не могут самостоятельно передвигать в силу длительного расстройства здоровья - для использования этой возможности необходимо предоставить медицинскую справку и ходатайство иностранца.
Срок выдачи бланка удостоверения постоянного вида на жительство
Органы миграционной службы вправе рассматривать заявление и оформить бланк в течении 15 рабочих дней.
Получить удостоверение необходимо лично.
В свете карантинных ограничений и непредсказуемости введения ограничений на пересечение границ, обращаем внимание, что случае неявки на протяжении 6 мес. бланк документа уничтожается, для его оформления необходимо пройти процедуру заново.
Постоянный вид на жительство и обязанности иностранца
Оформление постоянного ПМЖ налагает на иностранца обязательства:
1. на протяжении 30-ти дней зарегистрировать место проживания
2. на протяжении 10-ти дней с момента изменений в документа, которые подавались на ПМЖ уведомить орган миграционной службы по месту выдачи:
О чем следует уведомлять:
* смена паспорта либо данных в паспорте
* смена гражданств
* оформление гражданства Украины
* на протяжении 30-ти дней обменять удостоверении при следующих событиях:
* изменение информации, внесенной в удостоверении
* обнаружение ошибки в бланке
* непригодность бланка для дальнейшего использования
* достижение 25-ти и 45-ти лет (за исключением лиц, оформивших биометрический бланк удостоверения)
Обмен бланка удостоверения ПМЖ
Четыре случая, когда необходимо обменять бланк указаны выше. Кроме них, обмен бланка осуществляется в случае:
* утери либо кражи постоянного ВНЖ
* истечения 10-ти летнего срока действия
Для обмена необходимо подать:
* оригинал бланка (кроме утери и кражи)
* паспорт и его перевод на украинский язык (нотариально заверенный).
* документы, подтверждающие возникновение обстоятельств для обмена (в случае иностранного документа - необходима легализация)
* квитанции об уплате сборов
Паспорт должен быть действующий, однако для граждан России воевавших в АТО действует исключение.
Обратите внимание, что в случае обмена при истечении срока действия бланка либо его утере/краже возникают нюансы. Рассмотрим их.
Как переоформить постоянный вид на жительство
Постоянный ВНЖ выдается сроком действия 10 лет. По истечении возникает необходимость обменять бланк на новое удостоверение. Как это происходит и что нужно подавать?
Процедура переоформления относится к категории обмена постоянного вида на жительство и предполагает подачу вышеуказанных документов и тех, которые послужили основанием для первичного оформления бланка:
* копии разрешения на иммиграцию
* паспорта СССР со штампом прописки и т.п.
Для чего это необходимо?
Законодатель предусмотрел, что в таком случае орган миграционной службы имеет право проверить основания выдачи разрешения на иммиграцию и, в случае необходимости, признать его недействительным.
Такая практика вызвана обязательством Украины по безвизовом соглашению. Не секрет, что до 2015 года отсутствовала централизованная программа учета выданных удостоверений и постоянные виды на жительство зачастую просто покупались.
Требование проверки вызвано необходимостью зачистки.
К сожалению, на практике органы миграционной службы злоупотребляют своим правом признавая постоянные виды на жительство недействительными направо и налево. Несмотря на многочисленные решения судов о признании такой практики незаконной - ситуация не меняется.
Описанная ситуация относится и к обмену постоянного вида на жительство при утере или краже, замене старого бланка при достижении 25-ти и 45-ти лет.
Особое внимание надо обратить в случае оформления разрешения на иммиграцию на оккупированных территориях. В таком случае, для переоформления удостоверения понадобится подать весь пакет документов, который предъявлялся при первичном оформлении разрешения на иммиграцию, т.е. фактически оформить разрешение заново.
Наши юристы помогут вам обменять старый бланк, восстановить бланк после кражи либо утери, переоформить при истечении срока действия бланка постоянного вида на жительство.
Отказ в оформлении постоянного вида на жительство
Орган миграционной службы имеет право отказать в выдаче постоянного ВНЖ в следующих случаях:
1. лицо находится на территории Украины с нарушением установленного срока пребывания
2. есть решение о принудительном возвращении, выдворении или о запрете въезда;
3. данные, полученные из баз не подтверждают предоставленную информацию;
4. лицо является гражданином Украины;
5. просрочка предоставления документов
6. наличие информации правоохранительных органов о том, что действия иностранца и лица без гражданства угрожают национальной безопасности, общественному порядку, здоровью, защите прав и законных интересов других лиц
7. иностранец совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности,
8. иностранец в розыске в связи с совершением тяжкого преступления
9. паспортный документ поддельный, испорчен или не соответствует установленному образцу или срок его действия истек;
10. представление заведомо ложных сведений, поддельных документов
11. установлен факт отмены разрешения на иммиграцию;
12. невыполнение решения суда или государственных органов, уполномоченных налагать административные штрафы,
13. лицо имеет другие имущественные обязательства перед государством, физическими или юридическими лицами;
Как видим, список оснований для отказа в оформлении постоянного вида на жительство достаточно велик и требует предварительной и тщательной подготовки к оформлению.
Использованные нормативные акты: Закон о правовом статусе иностранцев Закон об иммиграции Постановление КМУ № 150 Постановление КМУ № 207 Постановление КМУ № 322 Постановление КМУ № 321