Наши контакты | Калькулятор услуг | вход в ОнлайнКонтроль | ||
0800 357 133 помогаем бесплатно ↣ |
Поиск персонала | Разрешения бизнесу |
Работаем с 2003 года! Надежно и недорого. |
Начинающие предприниматели, в зависимости от выбранного рода деятельности, нередко сталкиваются с необходимостью получить разрешение на ее осуществление, тем самым знакомясь с разрешительной системой Украины. На первый взгляд может показаться, что разрешительная система представляет собой отдельный орган, ведающий дозволениями и запретами в сфере коммерческой деятельности. Но это не так. Согласно норме-дефиниции Положения о разрешительной системе, утвержденного постановлением КМУ от 12.10.1992. № 576, она представляет собой порядок приобретения, изготовления, перевозки, хранения, учета, использования специально определенных материалов, предметов, веществ, открытия и функционирования отдельных мастерских, лабораторий и предприятий с целью обеспечения безопасности граждан и охраны интересов государства.
Ранее представление о разрешительной системе сводилось к функции милиции по выдаче разрешений на изготовление печатей и штампов (отменено в феврале 2011 года) и разрешений на право владения оружием.
Современным представлениям более соответствует определение в Законе № 2806-IV от 06.09.2005., согласно которому разрешительная система в сфере хозяйственной деятельности – это совокупность урегулированных законодательством отношений, сторонами которых выступают разрешительные органы, государственные администраторы и субъекты хозяйствования при выдаче, переоформлению, выдаче дубликатов и аннулирования документов разрешительного характера. В отличие от постановления КМУ Закон дает расширенное представление о видах деятельности, которые требуют разрешения, и устанавливает порядок функционирования разрешительной системы.
Мнение о едином органе административной власти в разрешительных отношениях не лишено смысла. Закон называет трех участников правоотношений: разрешительный орган, администратора и субъекта хозяйствования, вопреки пониманию, что должны быть «тот, кто разрешает» и «тот, кто просит выдать разрешение». Но государственный администратор не является непосредственным участником отношений, не принимает властного решения о выдаче разрешения, а выступает в роли посредника между разрешительными органами и предпринимателями.
Несколько лет назад для получения разрешения на осуществление определенного вида деятельности предприниматели самостоятельно обращались в разрешительный орган (управление водных ресурсов, управление градостроительства и архитектуры, санэпидстанцию, департамент коммунального хозяйства, департамент агропромышленного комплекса и т.д.) по месту его нахождения. Отдаленность, жесткий график приема заявителей, иногда необоснованные требования и прочие обстоятельства превращали получение разрешения в бюрократический процесс и давали возможность должностным лицам злоупотреблять своим положением. При отсутствии открытого доступа к информации предпринимателям приходилось изучать нормативные акты, являющиеся специальными по вопросу выдачи интересующего разрешения, чтобы иметь возможность аргументировано защитить свои права и предотвратить усложнение и затягивание процесса. Заявители тратили свое время на ожидания аудиенции, споры по существу и жалобы.
Ориентируясь на европейский опыт, учитывая положения Указа Президента Украины от 20.05.1999. № 539/99 «О введении разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности», Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства выступил с инициативой создать разрешительные центры как рабочие органы местной власти. Эта инициатива нашла отображение в Законе № 2806-IV. Во многих населенных пунктах местными органами власти созданы разрешительные центры. Закон обязывает создать разрешительные центры в районах, районах городов, областных центрах, городах Киев и Севастополь. Нередко их называют едиными разрешительными центрами, подчеркивая то, что предпринимателю больше не нужно никуда обращаться. Обратившись в центр, он получает исчерпывающую информацию о том, какие документы необходимо предоставить и каков размер платы за выдачу разрешения согласно законодательству. Также говорят, что РЦ работают по принципу «единого окна». Администратор принимает документы и бесплатно выполняет действия по оформлению разрешения в интересах заявителя. Предприниматель как бы подает в приемное окно пакет необходимых документов и по прошествии времени для рассмотрения и подготовки разрешения в этом же окне получает результат. Закон устанавливает 10-тидневный срок для выдачи документов разрешительного характера, если специальным законом не установлено иное. Для оптимизации процесса и устранения неточностей к участию в работе центра периодически приглашаются сотрудники разрешительных органов.
Таким образом, разрешительный центр – это орган местной рады, районной, областной госадминистрации, который предоставляет услуги по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешительных документов. Современному предпринимателю достаточно усвоить только эту информацию. В настоящее время открыто более 680 разрешительных центров.
Если по месту регистрации предпринимателя отсутствует разрешительный центр, то при необходимости получить разрешение на осуществление деятельности ему придется по старинке - самостоятельно обходить нужные учреждения. Поэтому лицам, желающим стать предпринимателями и осуществлять деятельность, которая требует получения разрешения, целесообразно рассмотреть вариант государственной регистрации по месту нахождения разрешительного центра.
Предпринимателям следует знать об установленном в Законе № 2806-IV принципе молчаливого согласия. Этот редкий случай в законодательстве, когда бездействие приравнивается к согласию. Если предприниматель сдал в РЦ все необходимые документы, а в установленный законом срок не получил ни мотивированного отказа, ни разрешения, то он вправе приступить к хозяйственной деятельности без разрешения. Административные отношения – это отношения субординации. И весьма отрадно, что закон поставил госорган в зависимость от воли предпринимателя, а не наоборот. Отныне бюрократические отговорки в виде «отсутствия ответственного работника», «дней инвентаризации» и т.п. как основания незаконно продлить срок рассмотрения заявления не препятствуют предпринимательской деятельности.
Перечень документов, которые можно получить в РЦ, приводится в постановлении Кабмина от 21 мая 2009 года № 526 (всего 66 наименований документов разрешительного характера).
Следует обратить внимание на то, что в РЦ не выдают документы разрешительного характера в сфере:
Порядок выдачи разрешительных документов в указанных сферах устанавливают специальные законы.
1 этап: подготовка заявителем пакета документов. Разумеется, для получения каждого вида разрешительного документа имеются свои требования, установленные специальными нормативными правовыми актами. Администратор бесплатно получает данную информацию и обеспечивает клиентам к ней доступ. Обнародование осуществляется путем размещения на стендах, создания официального сайта, издания методических материалов, информационных бюллетеней (п. 21 постановления КМУ № 526). Также заявитель вправе получать бесплатные консультации у администратора относительно порядка получения документа.
2 этап: подача документов в РЦ. Вместе с пакетом документов предприниматель подает заявление единого образца, который утвержден постановлением КМУ от 07.12.2005. № 1176. Документы принимаются по описи, один экземпляр которой с отметкой о приеме отдается предпринимателю.
Закон обязывает госорганы создать электронную систему контроля за состоянием рассмотрения заявлений и документов, функционирующую в рамках реестра документов разрешительного характера Госкомпредпринимательства. Это сделает процесс максимально прозрачным, позволит предпринимателям следить он-лайн за состоянием рассмотрения их дела. Однако система еще находится в стадии формирования и не работает в полной мере.
3 этап: передача документов на рассмотрение соответствующим разрешительным органом для принятия решения. Администратор не позднее следующего рабочего дня после получения документов передает их разрешительному органу, который в течение 10-ти дней рассматривает документы и принимает решение. В течение суток после принятия решения разрешительный орган возвращается администратору пакет документов, а также документ разрешительного характера (если принято положительное решение).
4 этап: уведомление заявителя о результатах рассмотрения. Не позднее следующего рабочего дня после получения от разрешительного органа документа администратор уведомляет предпринимателя о месте, времени выдачи документа и размере оплаты за его выдачу (если оплата предусмотрена законодательством).
Закон № 2806-IV указывает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче документа разрешительного характера, а именно:
Отказ в выдаче документа разрешительного характера по иным основаниям не допускается. Разрешительный орган оформляет мотивированный отказ в письменной форме и направляет администратору вместе с пакетом документов для передачи заявителю. После устранения недостатков предприниматель вправе повторно подать документы на рассмотрение, с предоставлением документа об устранении недостатков. На сей раз срок рассмотрения составит 5 дней. Разрешительный орган не вправе отказывать заявителю по основаниям, которые не были указаны по результатам первого рассмотрения.
Использованные источники:
надежно. недорого. вовремя. |
20 лет практики |
более 4500 клиентов |
услуги персонального бухгалтера |
3Dбухгалтерия |
никаких аккаунт-менеджеров |
все услуги иностранцам |
welcomeExpats |
Европа Беларусь Китай США |
адвокатская защита. недорого |
Юруслуги бизнесу |
налоги. активы. кадры. |